Итак, что же такое компрессия?
Компрессор - это тип динамического процессора, который как бы "стягивает" (сужает) динамический диапазон сигнала и благодаря этому, уменьшает разницу в уровне громкости между еле различимыми и максимальным "пиковыми" его частями. Обладая достаточным опытом с помощью этого процесса можно добиться на порядок более плотного отчётливого звучания. По этой причине, компрессия является наилучшим средством для характеристик, уровень которых изменяется достаточно широко.
Можно более простым языком:
Ранее на студиях звукозаписи «роль компрессора» выполняли звукооператоры или звукоинженеры (это не важно, важно то, что это были обычные люди). Представьте себе партию бас гитары. В идеале сыгранная она представляет собой довольно ровную динамическую (приблизительно одной громкости) картину. Но иногда получается, что звук на некоторых ладах звучит более громко, а на других тише. В таких случаях звукорежиссер держал ползунок громкости на микшере и при тихих моментах он повышал уровень, а при громких – понижал. Тем самым он выравнивал динамический диапазон. Но ведь это был обычный человек и реакция у него так же человеческая, то есть в момент повышения громкости он реагировал не сразу, а после определенного времени. Дальше, когда звук становился тише, звукооператору нужно было время чтобы сориентироваться и прибавить уровень. Это пример работы «человеческой» компрессии, но без цифр. После этого краткого описания можно сформулировать следующие термины:
Атака (attack) – время, до начала понижения уровня (компрессии);
Спад (release) – время для возращения исходной громкости;
Компрессия (ratio) – относительная величина на которую передвинул ползунок громкости звукоинженер;
Порог срабатывания (threshold) – уровень звука, после которого звукоинженер выравнивал громкость сигнала.
Входной сигнал (in) – сигнал который слышит звукоинженер;
Выходной сигнал (out) – сигнал, который слышим мы с вами.
Подробнее:
Входной сигнал доходит до порога (то есть до него компрессор не работает) значит точка включения компрессора это - порог (THRESHOLD). Затем, период времени за которое сигнал после порога достигнет ratio это - атака (чем меньше атака, тем быстрее работает компрессор, то есть чем меньше атака тем больше мелочей "слышит компрессор"), можно объяснить немного иначе:
Attack – время, определяющее как быстро компрессор начнёт полную (выставленную в настройках) компрессию сигнала, превысившего пороговый уровень срабатывания компрессора (Threshold). Это время выставляется в миллисекундах (ms/мс). Атака – время «срабатывания компрессора», по истечению которого, компрессор будет сжимать сигнал с заданным коэффициентом, а Ratio - сама компрессия, то есть это - число на которое делится сигнал от порога до ратио (то есть
например сигнал после порога 4 дб, значит при компрессии 2:1, наш сигнал после порога будет делиться на 2 и будет уже 2дб), можно объяснить и немного иначе:
Ratio - степень компрессии. Есть много и других названий - "отношение", либо просто "компрессия"...
Что значат цифры в этом параметре? А значат то, что компрессор (к примеру 5:1) сигналом уровня "трешхолд" на 5дБ, компрессор "прибавит звук" не на исходные 5дБ, а всего лишь на 1дБ. То есть - нарастание звука будет проходить непрямо-пропорционально 1 к 1, а с некоторым понижающим коэффициентом 1/5.
1,5:1 это - маленькая компрессия, а к примеру 10 к одному уже большая. Нельзя говорить об изменениях какого-либо параметра компрессора в отдельности!
Release – время, определяющее как быстро компрессор прекратит сжатие, после того как входной сигнал упадёт ниже уровня трешхолда. То есть – сигнал уже стал ниже трешхолда, а компрессор всё ещё компрессирует его, но всё слабее и слабее. И в итоге, по истечению времени релиза (восстановления), компрессия полностью прекращается. Чаще всего, чем больше время восстановления, тем натуральнее звучит инструмент. Допустим, если вам нужно заглушить щелчки, возникающие при ударе по струнам и оставить основное звучание гитары нетронутым, достаточно установить малые значения времени атаки и восстановления, чтобы компрессор "побыстрее" справлялся со своей работой. Если же вы вообразили себя Давидом Гилмором (David Gilmour, участник группы Pink Floyd) и хотите, чтобы звук вашей гитары длился "вечно", нечто похожего вам удастся достичь, установив умеренную атаку и достаточно большое время восстановления. При двухсекундном восстановлении компрессор достаточно медленно возвращает сигнал "на круги своя", к начальному уровню усиления, что на порядок снижает затухание и делает громче хвосты звука.)
Также в некоторых компрессорах есть параметр type (иногда knee).
Type - тип компрессии. То есть из точки порога к ратио идёт излом (колено-knee). Минимальные значения параметра Knee создают мягкий плавный изгиб места преломления графика. А максимальные значение колена создают как раз жесткое резкое преломление линии. Так называемые типы компрессии (переключатель Type в рассматриваемом компрессоре) – Hard и Soft. Жесткий и мягкий.
Выставление «времён» компрессии – это художественная задача. Она очень многогранна. Здесь всё зависит от поставленной цели.
Нужно проанализировать исходный материал, подумать – стоит ли его вообще компрессировать. Если потребность в применении компрессора выявляется, тогда нужно обдумать его назначение. Что будет делать данный прибор со звуком. Увеличивать атаку звука, выравнивать непостоянство уровня голоса или гитары или «уплотнять» бас… Или ещё что… Вот от поставленной задачи и нужно выбирать значения компрессора – трешхолд, ратио, время атаки, время восстановления (релиз).
При пре-мастеринге обычно используют многополосные компрессоры. Преимущества их в том, что весь спектр частот трека разбивается на полосы (зоны), которые в дальнейшем компрессируются отдельно. Особых рекомендаций по многополосной
компрессий нет, так как характер звучания трека выбирается самим автором этого трека.
а вот и обещанный график:
|